Внимание! Для правильного отображения символов установите арабский шрифт.
Термин“седлание колеса” (□□□□□ □□□□□□□□) в среде востоковедов до недавнего времени считался обозначением утраченной ныне суфийской практики, возможно, разновидностью танца дервишей. Но новейшие исследования в библиотеках Багдада и Самарканда проливают неожиданный свет как на значение этого термина, так и на культуру исламского Востока в целом.
В первую очередь стоит упомянуть т. н. “Атлас Аль-Захаби”, в котором упоминаются “ездовые колеса” (□□□ □□□□). Сам манускрипт известен довольно давно, но по поводу “ездовых колес” упоминаемых в нем у востоковедов не было единого мнения. Э. Бюрнуф, например, и вовсе считает, что мы имеем дело с неверным прочтением концевого □ как □□, и неверной интерпретации □ в начале слова, таким образом он прочитывает это словосочетание как “палисандровые колеса”, что нашло своих последователей и в России (см. прим.). Однако Багдадский манускрипт B.16 ставит под сомнение такую интерпретацию, так как в нем мы находим не только “ездовые колеса” но и прямое указание на то, что эти колеса изготавливаются ремесленниками (□□□□) для ездоков (□□□□).
Главе “Ездоки” из неизданной поэмы Руми, по нашему мнению, раскрывает тут же тему:
За стену мечети рукою держась, Моля о пощаде Аллаха, Они, на колеса свои взгромоздясь, Ползут, словно та черепаха. Но тысячу раз мулла прокричит – И утром, как водится, рано – Из них каждый третий свободно помчит, В три раза быстрей каравана.
(все стихи здесь и далее даны в переводе И. Лопаткина-Штольца)
В контексте вышеизложенного видно, что предположение Э. Райшауэра о том, что в этой главе описывается обучение возниц (□□□□) , как минимум, не единственно возможное. Как, например, господин Райшауэр объяснит упоминаемое в недавно открытом “Письме Бахауддина” “искусство езды на колесе” – именно □□□, а не □□□□, как можно было бы ожидать?
Кроме того, “Свидетельство Ибн Тамийи”, упоминает о “наездниках без лошадей”, а также о трудностях обучения их ремеслу, которое, по словам автора “труднее всех ремесел, кроме кузнечного”, так как “и акробаты на площади не умеют подобного”. И то же – во многих других документах, которые мы, несомненно, вскорости опубликуем.
Все это приводит нас к мысли, что в деле изобретения моноцикла и езды на нем Арабский Восток опять опередил Европу. Это предположение проясняет и многие неясности в давно известных текстах, например, теперь мы знаем, о чем именно сложил свою загадочную рубаи 1302 великий Хайям:
Всевышний тварям дал не меньше двух опор, И твари были тем довольны до сих пор, На колесе одном Джафар к намазу мчится – Что это – ибадат или с Аллахом спор?
Для неспециалистов поясним, что слово “ибадат” (□□□□) означает праведное, богоугодное деяние. Спасибо за внимание.
_________________ – Удовольствие от катания обратно пропорционально количеству колес велосипеда – Мой уницикл не добавляет тебе остроумия
|